Укажите компонент биосферы, представляющий собой совокупность всех неживых тел, которые образуются в результате процессов, не связанных с деятельностью живых организмов:
Укажите компонент биосферы, представляющий собой совокупность всех неживых тел, которые образуются в результате процессов, не связанных с деятельностью живых организмов:
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Растительноядные организмы относятся к:
В предложения, характеризующие особенности наследственности и изменчивости человека, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова:
а — кариотип мальчика с синдромом Дауна — ...
б — на выявлении изменений в определенных участках ДНК основан ... метод.
Определите, какие утверждения относятся к половому размножению (I), а какие — к бесполому (II):
а — способствует приспосабливаемости организмов в изменяющихся условиях среды
б — одной из форм является почкование
в — участвуют две специализированные клетки — гаметы
г — примером может служить развитие нескольких зародышей (близнецов) из зиготы у животных и человека
Укажите утверждение, верное для дыхательной системы человека:
Репликацией называется:
Определите химический элемент живых организмов по описанию:
— макроэлемент;
— входит в состав нуклеиновых кислот, костной ткани, зубной эмали;
— необходим для синтеза АТФ.
В кариотипе диплоидного вида астры 18 хромосом. Составьте полиплоидный ряд представителей рода Астра, используя перечисленные наборы хромосом:
а — 9; б — 27; в — 34; г — 16; д — 36; е — 19; ж — 17; з — 54.
Укажите правильно составленную пару, определяющую стадию митоза и ее описание:
На территории Республики Беларусь заповедниками (I) и нацио нальными парками (II) являются:
а) Полесский;
б) Припятский;
в) Березинский;
г) Нарочанский;
д) Браславские озера;
е) Беловежская пуща.
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
Плод боб в отличие от ореха:
а) сухой; б) многосемянный; в) имеет околоплодник, сросшийся с кожурой семени; г) вскрывающийся.
Из четырех приведенных пар органов (структур) три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим
доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:
Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге автономного рефлекса от рецептора к рабочему органу, используя предложенные элементы:
а — тело чувствительного нейрона
б — тело нейрона в центральной нервной системе
в — преганглионарное волокно
г — задний спинномозговой корешок
Подберите недостающее понятие, учитывая, что между понятиями каждой пары существует одинаковая логическая связь:
экзоцитоз — выделение ферментов железами желудка = диффузия — ?
По сосуду, обозначенному на рисунке цифрой 3, кровь будет поступать в:
1) левое предсердие;
2) правое предсердие,
3) сосуды малого круга кровообращения;
4) сосуды большого круга кровообращения.
Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:
1) тонкая кишка
2) толстая кишка
а) отличается большим диаметром и наличием типичных вздутий
б) открываются протоки двух крупных желез, одна из которых является железой смешанной секреции
в) является самым длинным отделом пищеварительного тракта
г) происходит всасывание воды, минеральных солей и некоторых синтезированных микрофлорой витаминов
д) эпителий образует много ворсинок, которые увеличивают площадь поверхности для всасывания питательных веществ
1) 1абгд; 2в;
2) 1бгд; 2ав;
3) 1бвд; 2аг;
4) 1ав; 2бгд.
На рисунке строения инфузории туфельки немембранные структуры, расположенные по периферии клетки и обеспечивающие вращение вокруг своей оси, обозначены цифрой... .
Ответ запишите цифрой. Например 10.
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) лук
2) мукор
3) клевер
4) полынь
5) кладония
6) земляника
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Укажите три верных утверждения:
1) явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников
2) авторами клеточной теории являются Дж. Уотсон и Ф. Крик
3) хромосомную теорию наследственности разработал Т. Морган
4) основоположником научной микроскопии, открывшим одноклеточные организмы — инфузории, амебы, бактерии, является А. Левенгук
5) учение об основных направлениях эволюции и путях достижения биологического прогресса было разработано Ч. Дарвиным и дополнено его учеником К. Линнеем.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Установите соответствие:
А) рождение ребенка с синдромом Даунау здоровых родителей
Б) появление в 25 % случаев белоглазых бабочек в популяции гетерозиготных бабочек, имеющих черные глаза
В) изменение характерной розовой окраски грудки у самцов снегирей на темную при употреблении ими пищи с высоким содержанием масла
1) мутационная
2) комбинативная
3) модификационная
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:: A3Б2B1.
Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—5, развиваются следующие структуры хордовых:
А) волосы;
Б) нервная трубка;
В) гладкая мускулатура;
Г) эпителий тонкого кишечника.
Выберите два признака, которые являются общими для инфузории туфельки и эвглены зеленой:
1) являются одноклеточными
2) обитают в пресных водоемах
3) половой процесс — конъюгация
4) наличие светочувствительного глазка — стигмы
5) чередование в жизненном цикле полового и бесполого поколений
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Укажите три признака приспособления птиц к полету.
1) цветовое зрение
2) двойное дыхание
3) редукция скелета пальцев кисти
4) бесшовное срастание костей черепа
5) наличие наружного слухового прохода
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Для каждой ткани (структурного элемента) растения укажите функцию, которую главным образом она (он) выполняет:
A) сосуды
Б) лубяные волокна
В) пробковый камбий
Г) хлорофиллоносная парёнхима
1) опорная
2) фотосинтез
3) рост побега в длину
4) запас питательных веществ
5) образование новых клеток пробки
6) проведение продуктов фотосинтеза
7) проведение воды и минеральных солей
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Кривые 1−3 отражают расход воды растениями трех экологических групп (по отношению к влажности) в условиях дефицита почвенной влаги. Определите, к какой экологической группе принадлежит каждое из растений (А − Д), и укажите кривую расхода воды, соответствующую данной экологической группе:
A) клевер;
Б) полынь;
B) пушица;
Г) тростник;
Д) чертополох.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б2В2ГЗД1.
Классифицируйте стерлядь сибирскую, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) семь подходящих элементов из предложенных:
1) род Стерлядь
2) тип Хордовые
3) царство Животные
4) класс Костные рыбы
5) семейство Осетровые
6) отряд Осетрообразные
7) отдел Пойкилотермные
8) вид Стерлядь сибирская
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132587.
Составьте последовательность возникновения структур животных в ходе эволюции:
1) хорда
2) плацента
3) нервные клетки
4) сквозная кишечная трубка
5) многослойный членистые экзоскелет
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений А — В (символ «+» обозначает пользу от взаимодействия для вида, символ «-» — отрицательное влияние, символ «0» — отсутствие значимых последствий). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1. подберёзовик и берёза;
2. рыжий и чёрный тараканы, живущие на одной территории;
3. крупные медузы и крабы, которые живут под зонтиками этих медуз;
4. щука и веслоногие рачки, поражающие жабры и кожу рыбы и питающиеся за её счёт.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б2В2.
Ознакомьтесь с графиком интенсивности метаболизма у некоторых животных в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях).
Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения у них интенсивности метаболизма (при одинаковых внешних условиях):
1) волк
2) мышь
3) олень
4) выдра
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 413... .
Выберите три примера иммунного ответа:
1) реакция антиген—антитело, происходящая в крови человека
2) усиление выделения желудочного сока гормоном гастрином
3) реабсорбция в кровеносные капилляры воды, аминокислот, глюкозы
4) удаление микроорганизмов из дыхательной системы во время кашля
5) синтез клетками интерферонов, обладающих противовирусными свойствами
6) выработка иммуноглобулинов в ответ на введение препарата, содержащего ослабленных или убитых возбудителей бешенства
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 135.
Путем диффузии через цитоплазматическую мембрану могут перемещаться:
1) ионы Cl–;
2) полисахариды;
3) углекислый газ;
4) иммуноглобулины;
5) фибриллярный белок кератин.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Известно, что возбудителем столбняка является подвижная анаэробная бацилла. Укажите номера предложений текста, в которых приведены описания указанных выше признаков бактерии:
(1) Возбудитель столбняка — крупная палочковидная бактерия, вырабатывающая один из самых сильных биологических ядов. (2) Поверхность клетки покрыта многочисленными жгутиками. (3) Бактерия образует овальные споры, превышающие диаметр клетки в 2–3 раза. (4) Хорошо растет при температуре 36–37 °С на питательных средах, содержащих мясной экстракт и глюкозу. (5) Для своего развития эта бактерия не нуждается в наличии свободного кислорода.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Участок транскрибируемой цепи молекулы ДНК имеет следующую нуклеотидную последовательность:
ТГЦ ГТТ ГГТ ГАА ГГГ АТЦ ГГЦ.
Сколько молекул пролина включится в пептид при трансляции, если известно, что аминокислоту про- лин в рибосому могут доставить тРНК, имеющие антикодоны ГГА, ГГГ, ГГУ, ГГЦ, а стоп-кодоном является кодон УАГ?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Расположите органы (структуры) позвоночных животных в порядке их эволюционного возникновения:
1) бронхи;
2) стремечко;
3) потовые железы;
4) туловищные почки;
5) плавательный пузырь.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 52314.
Укажите неверные утверждения:
1) грибы могут паразитировать на животных, вызывая микозы;
2) у трутовых грибов плодовое тело обычно твердое, копытообразной формы;
3) дрожжи — автогетеротрофы, поэтому в природе они встречаются там, где есть свет;
4) осенью у шляпочных грибов наблюдается половое размножение путем почкования;
5) мукор, кладония и пеницилл — это широко распространенные в природе плесневые грибы;
6) по форме таллома лишайники подразделяются на накипные (или корковые), листоватые и кустистые.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Укажите верные утверждения:
1) у мухи и овода вторая пара крыльев видоизменена в жужжальца;
2) у комара и паука-крестовика органы выделения — мальпигиевы сосуды;
3) в цикле развития медоносной пчелы и стрекозы имеется стадия куколки;
4) в отличие от паука-крестовика у майского жука три пары ходильных конечностей;
5) у пауков и раков имеются сложные ганглии головогруди и брюшка, соединенные двумя нервными стволами.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.